вторник, 1 декабря 2009 г.

Что делать, когда не знаешь, что делать?

"Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем" (Ис.50:10) Может быть в настоящий момент вы переживаете тяжелый, темный период в жизни. Может быть вы уже давно не чувствуете присутствия Божия. С трудом находите слова для молитвы и вообще не уверены в том, что делаете. Другими словами, вы ходите во мраке, без света. Что делать, когда Бог молчит, и всё идёт так, как будто Его нет? Ниже я хочу привести некоторые размышления об этом пастора Рональда Данна. Он сам пережил глубокое страдание - его сын заболел шизофренией и покончил жизнь самоубийством, после этого последовал мрак и отчаяние, которые он преодолел только через 10 лет. Вот цитаты из его книги "Когда небеса молчат": "Тьма, отчаяние - неужели это вполне закономерные ощущения любого духовно развитого человека? Пророк Исайя думал именно так: "Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем" (Ис.50:10). По сути говоря, Исайя утверждает, чтобогобоязненного и богопослушного человека можно узнать по тому, как он действует, находясь во тьме. Исайя рисует перед нами странника. Вот он совершает свой путь, и вдруг свет вокруг него меркнет и мгла накрывает его. В древнееврейском тексте используемое выражение означает буквально следующее: "он идет в кромешной тьме, без единого лучика света, который мог бы указать ему дорогу". Когда вокруг светло, вы знаете, где вы находитесь и куда направляетесь, вы можете прочитать дорожный указатель и понять, как далеко вам еще идти. Когда светло вы видите и те препятствия, которые встают у вас на пути, вы можете отличить друга от врага. Когда есть свет - есть знания, есть уверенность. Во мраке же нет ничего. Вы чувствуете себя одиноким, покинутым, брошенным. В богословии для этого существует специальный термин: "Бог Сокрытый". Подобное ощущение еще называют "Сахарой в сердце" и "Темной ночью в душе". "Темная ночь в душе" - это когда ваши многочисленные "почему?" остаются без ответа, когда привычные источники благодати - молитва, служение, песнопение - не могут поднять ваш сломленный дух, когда вас не трогают никакие проявления духовности, когда проверенные формулы, почерпнутые вами на семинарах и проповедях, внезапно становятся пустыми и бессмысленными, когда в вашей жизни случаются события, за которые вы не в состоянии прославить Бога и о которых вы не способны даже молиться... ничто не в силах вырвать вас из этой непроглядной тьмы... Это так называемая "темная ночь души"... О ней говорится во многих библейских псалмах - плачах:
  • Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лице Твое от меня? (Пс.12:2)
  • Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня? Далеки от спасения моего слова вопля моего. Боже мой! я вопию днем, - и Ты не внемлешь мне, ночью, - и нет мне успокоения. (Пс.21:2,3)
  • Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.(Пс.38:3)
  • Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: "где Бог твой?"...Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?" (Пс.41:4,10,11)
  • Господи, Боже спасения моего! днем вопию и ночью пред Тобою... ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы... Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну... Ты удалил от меня знакомых моих, сделал меня отвратительным для них; я заключен, и не могу выйти. Око мое истомилось от горести: весь день я взывал к Тебе, Господи, простирал к Тебе руки мои... Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? (Пс.87:2-10, 15)
Так сказано в Библии и десяткам верующих знакомы эти чувства. Они могли бы сказать: "Тьма стала моим близким другом". Что делать, когда ваш крик - это "крик в пустоту", когда кажется, что от вас удалился Господь и в душе "зима"?
  1. Не молчите. Говорите с Богом! Молчание зачастую лишь усугубляет сгустившийся мрак. Храня молчание, сгибаясь под грузом бед и несчастий, человек делает себя еще более одиноким. Мы можем поучиться этому и у Иова, и у Иеремии, и у Давида, не говоря уже об Иисусе, Который воскликнул на кресте: "Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?". Мы вправе выплёскивать наружу боль нашей души. Это чрезвычайно важно. Иногда единственный способ пережить эту боль - самим высказать ее вслух. Если кто-то сделает это за вас облегчения может не наступить. Нет ничего страшного в том, чтобы рассказать Богу о том, что творится в вашей душе. Более того, Он и так уже все знает. Вы не откроете Ему ничего нового. Я не припомню ни одного случая, чтобы я своими словами удивил или шокировал Его. Я ни разу не слышал, чтобы в ответ на чью-либо исповедь Господь сказал бы: "Ну надо же, о тебе бы Я такого никак не подумал!". Поговорите с Богом обо всём! Ему одному известны все тонкости вашей жизни.
  2. Не ощущая Его постоянную близость, верьте - Бог рядом! Не полагайтесь на свои чувства. Пророк Исайя говорил: "Истинно Ты Бог сокровенный /евр. сокрытый/, Бог Израилев, Спаситель" (Ис.45:15), но неотъемлемой частью веры Божьего народа всегда является уверенность, что с нами наш Бог. Даже в самых мрачных из псалмов Давида (Пс. 12; 21; 38; 108), Бог выступает перед нами как Тот, Кто всегда присутствует рядом и Кто внимательно следит за "дезориентацией" и сумбуром, царящими в нашей жизни. И именно такая вера дает нам новый источник жизни даже в "глубинах преисподней": "сойду ли в преисподнюю - и там Ты...Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью"; но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет" (Пс.138:8,11-12).
  3. Не бездействуйте. Делайте то, что знаете, как делать! Когда не знаете, что делать, делайте то, что знаете, или словами Исайи, продолжайте свой путь: "Кто из вас боится Господа, слушается гласа Раба Его? Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем" (Ис.50:10). Когда гаснет свет, наша мгновенная реакция - остановиться как вкопанный. В некоторых ситуациях - это единственно верное решение. Но в духовном царстве Исайя утверждает, что те, кто боится Господа и слушается гласа Его, те продолжают идти, даже когда вокруг сгущается мрак. Что же делать, когда мы чувствуем, что слова молитвы застревают у нас в горле, когда нам кажется, что Господь не слышит, когда наши молитвы не затрагивают нашего сердца? Продолжать молиться! Молитвы обязательно будут услышаны! Продолжайте идти, продолжайте молиться, читать Писание, благовествовать, ходить в церковь, распевать гимны - когда не знаете, что делать, делайте то, что знаете.
  4. Не возжигайте собственного огня. Уповайте на Бога! Прислушаемся вновь к словам пророка Исайи: "Вот, все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, - идите в пламень огня вашего и стрел, раскаленных вами! Это будет вам от руки Моей; в мучении умрете" (Ис.50:11). Огонь, разожженный во тьме человеческой рукой обманчив и даже опасен. В этом убедился и Аврам, когда во тьме бесплодия Сары он попытался разжечь свое собственное пламя С Агарью. И Моисей понял это, когда убил египтянина. (Неужели он действительно думал, что этим убийством он избавит народ Израиля от рабства?). А Петр со своим мечом в Гефсимании? Самое опасное во тьме - наше отчаянное желание видеть происходящее. Если тьма существует, она существует потому, что Господь по Своему, одному Ему ведомому желанию решил удалить свет. Разжигая свой собственный огонь, мы нарушаем замысел Божий. Существуют вещи, которые можно увидеть только в темноте. Если вы, как и я, живете в большом городе, вы знаете, что ночью там почти не видно звезд. Но когда мы за городом - нам открывается панорама звездного неба. Анни Дилард сказала удивительные слова: "Вы не обязаны сидеть на улице в темноте. Однако если вы захотите посмотреть на звезды, вы поймете, что темнота вам необходима. Сами же звезды этого не требуют". Темнота была необходима и Авраму. Он увидел звездное небо и поверил Господу. Освальд Чемберс сказал, что Господь иногда сознательно лишает нас Своего благословения, чтобы мы научились больше уповать на Него. Вспомните Евреям 11:1: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом". Исайя сказал, что всякий, кто ходит во мраке, должен "утверждаться в Боге своем". Это слово в оригинале означает "полагаться на чью-то помощь или поддержку". Когда Господь удаляет от нас свет, Он хочет показать нам, что есть нечто лучшее, чем свет, - вера. Не возжигайте собственного огня. Уповайте на Бога, пусть даже и сокрытого от вас! Ведь без веры угодить Богу невозможно.
Когда свет потускнеет в ослабших глазах, Своего не своди с Христа взора. Когда живость исчезнет в уставших ногах, Оставайся стоять у престола. Когда дряхлые руки откажут служить, Всё равно к небесам их простри. И Израильский Бог, даровавший нам жизнь, Будет с нами до края земли.

2 комментария:

Нарине Маноян комментирует...

Благодарю за Слово драгоценный пастор и брат Игорь на этом расвете прекрасной в теснате моей души, Бог каснулась меня через этот слово утешение, и Он ответил удалил все тучи и теперь рассвет моей душе Слава тебе Великий Гасподь. Благодарю!

Пастор Игорь Опинка, Церковь "Живое Слово" комментирует...

Слава Богу, Нарине!