понедельник, 1 декабря 2008 г.

Позволяется ли христианину защищать ближнего и обороняться самому?

Один верующий человек спросил, что он должен как христианин делать, если девушку мучают двое пьяных верзил : пройти мимо или защитить, даже если придется драться. Итак, позволяется ли христианину защищать ближнего и обороняться самому? Давайте же рассмотрим, что Библия говорит об этом.

1. Библия призывает нас защищать слабого и беззащитного.

  • «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте вступайтесь за вдову» (Ис.1:16,17).
  • «Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых» (Пс.81:3,4).

2. Господь разрешает защищать себя, свою семью и имущество от нападения.

  • «Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею... Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его» (Втор.33:1,7).
  • «Строившие стену и носившие тяжести, которые налагали на них, одною рукою производили работу, а другою держали копье. Каждый из строивших препоясан был мечом по чреслам своим, и так они строили» (Неем.4:17,18).
  • «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь» (Исх.22:2,3). Речь в этом отрывке идёт о ночном воре- взломщике. Господь разрешает защищать себя, свою семью и имущество от такого человека. Заметьте, что если это случится ночью, то за убийство вора человек не судится. А если это произошло днём, то человек убивший вора считается виновным в убийстве. В чем же дело? Дело в том, что днём человек может рассмотреть вора и понять, что его жизни ничего не угрожает, т.к. вору нужны вещи, а не его жизнь. Однако ночью в темноте трудно понять, кто к тебе лезет в дом: вор или разбойник-убийца, и есть у него оружие или нет. Поэтому в случае смертельного исхода, человек, убивший ночного вора, считался невиновным, ведь он защищал не только своё имущество, но и свою жизнь. Обратите внимание на то, что речь в этом отрывке идёт не о запрете самообороны, а о запрете превышения полномочий: самозащита разрешена, но излишнее насилие строго-настрого запрещено.
  • «Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется» (Еккл.4:9-12). В этом отрывке даётся три причины, почему вдвоём лучше, нежели одному: во-первых, потому что вдвоём легче работать; во-вторых, вдвоём легче согреться; и в-третьих, вдвоём легче защищаться.
  • «Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего» (Матф.24:43). Разве бодрствование хозяина дома и готовность отразить нападение вора не является самозащитой? «Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение» (Лук.11:21). Мы знаем, что все свои иллюстрации Христос брал из жизни и из культуры иудеев, иначе бы они не были понятны Его слушателям. Стало быть, данные примеры самозащиты были всем понятны и приняты в Израиле. А это свидетельствует о том, что и иудеи, и Сам Господь Иисус ничего против самозащиты не имели. Надо быть готовым постоять за свой дом и имение.

3. Библия не призывает нас покориться нападающему.

  • «Что возмущенный (замутившийся) источник и повреж- денный (осквернённый) родник, то праведник, падающий пред нечестивым» (Прит.25:26).
  • «Если же кто в поле встретится с отроковицею обрученною и, схватив ее, ляжет с нею, то должно предать смерти только мужчину, лежавшего с нею, а отроковице ничего не делай; на отроковице нет преступления смертного: ибо это то же, как если бы кто восстал на ближнего своего и убил его; ибо он встретился с нею в поле, и хотя отроковица обрученная кричала, но некому было спасти ее» (Втор.22:25-27). Видим, что женщина при насилии должна кричать, взывая о помощи для спасения от насильника. Она должна оказать посильное сопротивление нападающему. Если окажется поблизости могущий ей помочь, то он должен спасти её.

4. Библия приводит различные способы защиты себя и ближнего.

  • Молитва. «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась (Деян.12:5). «Господь - твердыня моя и крепость моя и избавитель мой. Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня! Призову Господа достопоклоняемого и от врагов моих спасусь» (2Цар.22:2-4; также см. 22:47-50).
  • Соглашение или договор. «И было в то время, Авимелех с Фихолом, военачальником своим, сказал Аврааму: с тобою Бог во всем, что ты ни делаешь; и теперь поклянись мне здесь Богом, что ты не обидишь ни меня, ни сына моего, ни внука моего; и как я хорошо поступал с тобою, так и ты будешь поступать со мною и землею, в которой ты гостишь. И сказал Авраам: я клянусь» (Быт.21:22-24).
  • Суд. «Агриппа сказал Павлу: позволяется тебе говорить за себя. Тогда Павел, простерши руку, стал говорить в свою защиту: царь Агриппа! почитаю себя счастливым, что сегодня могу защищаться перед тобою во всем, в чем обвиняют меня Иудеи, тем более, что ты знаешь все обычаи и спорные мнения Иудеев. Посему прошу тебя выслушать меня великодушно» (Деян.26:1-3).
  • Побег. «Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею» (4Цар.11:1-3). «Она (жена Потифара) схватила его (Иосифа) за одежду его и сказала: ложись со мной. Но он, оставив одежду свою в руках ее, побежал и выбежал вон» (Быт.39:12). «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10:23).
  • Физическое сопротивление, крик. Этот способ был рассмотрен выше в случае с насилием женщины в поле (Втор.22:25-27).
  • Правоохранительные органы. «Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» (Рим.13:4).
  • Запрещённый способ защиты – нанесение увечья или убийство. Это запрещено в том случае, если эти действия квалифицируются как превышение полномочий или излишнее ответное сопротивление при отсутствии опасности для жизни со стороны нападающего. «Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдет, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд (половые органы), то отсеки руку ее: да не пощадит ее глаз твой» (Втор.25:11,12). «Если кто застанет вора подкапывающего и ударит его, так что он умрет, то кровь не вменится ему; но если взошло над ним солнце, то вменится ему кровь» (Исх.22:2,3).
5. Бездействие – является невыполнением заповеди о любви к ближнему. Многие христиане сегодня убеждены, что защищать кого-либо – это не их дело, и что для этого есть право- охранительные органы. Кроме того, они мотивируют такую позицию тем, что они, будучи христианами, не имеют права становиться участниками каких-либо конфликтов и оказывать кому-то сопротивление, ибо это противоречит их христианской морали и библейскому мировоззрению.
  • Таковым христианам хочется напомнить Притчу о добром самарянине. Если вы помните, ни священник, ни левит в этой притче не то что не помогли, а даже не прикоснулись к израненному ограбленному путнику, из-за боязни нарушить Закон Божий (Лука 10:30-35). Аналогичным образом рассуждает и христианин, оправдывающий своё бездействие в момент, когда кому-то нужна его помощь, поддержка и защита. Он ведёт себя как тот священник или левит, пытающийся оправдать себя Законом Божьим.
  • Нужно не забывать о том, что наше бездействие и не применение мер, связанных с защитой человека, подвергающегося нападению, является невыполнением заповеди о любви к ближнему, сформулированной Господом Иисусом в Иоанна 15:13«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Останавливая разбойника вынужденным сопротивлением и спасая ближнего, человек подвергает свою жизнь опасности, исходящей от разбойника. Стало быть, это является не нарушением, а исполнением Закона Божия – закона любви к ближнему.
  • Также, отказываясь предотвратить зло, мы совершаем преступление, ибо тем самым позволяем злодею совершить зло, и, стало быть, становимся его соучастниками. Это является нарушением заповеди, данной нам в Послании Римлянам 12:21«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». Вставая же на защиту ближнего, человек не только спасает от насилия невинного человека, но и спасает разбойника от совершения греха насилия. И то и другое является добром.
  • Кроме того, мы называем Иисуса Христа защитником и заступником. И если Он является нашим Защитником и Заступником, то мы, будучи его учениками и последователями, должны тоже быть защитниками и заступниками беззащитных и обездоленных. Иначе и к нам тогда относятся слова ап. Павла «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал.4:19).

6. Беззащитность Иисуса Христа не является поводом к отрицанию самозащиты. Многие, выступая против самозащиты, приводят пример Иисуса, который не сопротивлялся и не препятствовал тому, чтобы Его распяли:
  • Исаия 53:7«Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих». Обратите внимание на то, что ключевым словом в этом тексте является наречие «добро- вольно». Дело в том, что Иисус не сопротивлялся и не применял самозащиту потому, что это противоречило бы Его миссии: ведь Он пришёл на землю умереть за наши грехи. Если бы Он сопротивлялся и защищался, то Его бы не распяли, и мы сегодня не имели бы прощения грехов и вечной жизни.
  • По этой же причине Иисус не одобрил поведения Петра в Иоанна 18:10-11«Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх. Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?».
  • Эта история также записана в Матфея 26:52-54«И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел? Тогда подошли и возложили руки на Иисуса, и взяли Его. И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? как же сбудутся Писания, что так должно быть?». Обратите внимание также на то, что Иисус не сказал Петру выкинуть меч. Иисус запретил Петру использовать его меч в данной ситуации. Во-первых, потому что это бы могло помешать Иисусу исполнить Его миссию на земле. А во-вторых, этот меч был предназначен для самозащиты Петра, а не для защиты Господа. Господу не нужно человеческое оружие для самозащиты: Иоанна 18:36«Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». В-третьих, выражение «взявшие меч, мечом погибнут» означает: «ищущий конфронтации, нарвётся на конфронтацию». Почему же взявший меч, мечом погибнет? Потому что нападающий (атакующий) даёт повод другому человеку применить силу для самозащиты, а стало быть, подвергает свою жизнь смертельной опасности. Иными словами, «что посеешь, то пожнёшь»: Откровение 13:10 «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом». Итак, Христос не сопротивлялся распявшим его иудеям и римлянам, потому что так надлежало Ему исполнить Свою миссию.
7. Слова Христа: «кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39) не являются также отрицанием самозащиты. Но эти слова выражают принцип Христа: «не противься злому» (в др. переводе «не противься злом», что думается больше соответствует контексту). Не отвечай оскорблением на оскорбление, местью за обиду. Не бери на себя роль судьи и не мсти обидчику за оскорбление. Не противься злом, «но побеждай зло добром» (Рим.12:21). Сам Иисус показал нам примеры исполнения этого принципа, несмотря на то, что принял сполна "чашу страданий", уготованную Ему.
  • Так, кротким словом Он остановил целую толпу евреев, которая хотела побить Его камнями: Иоанн 10:31-32 «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его. Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?».
  • Аналогичным образом он возмутился против поведения служителя первосвященника, ударившего его по щеке. Иоанна 18:19-23 «Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его. Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил. Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» Заметьте, Христос не буквально подставил ему вторую щёку, а возмутился и потребовал от человека объяснений! Он не противился злом, но побеждал зло добром. «Обратить другую щёку» обидчику значит не мстить за нанесённое оскорбление, но противостать по-доброму ему.
  • Слово Божье неоднократно призывает нас противостоять злу. Ведь понятие греха включает в себя любое зло, любую неправду, грех, похоть, насилие, ложь, несправедливость, лукавого с его происками и тому подобное. Христианин должен противостоять и сопротивляться любому проявлению зла, но не ответным злом, а деятельным добром. Выше мы уже говорили, что отказываясь предотвратить зло, насилие по отношению к нашим ближним, мы совершаем преступление, ибо тем самым позволяем злодею совершить зло, и, стало быть, становимся его соучастниками. Вставая же на защиту ближнего, человек не только спасает от насилия невинного человека, но и спасает разбойника от совершения греха насилия. И то и другое является добром. А «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4:17).
Итак, христианин, конечно, должен противиться злу, даже тогда, когда кто-то атакует его (его дом, имущество, его ближнего) морально или физически, если, конечно, он в состоянии это сделать. Другое дело - как. Злом (излишним увечьем, грубым словом, проклятьем, надеясь на себя) – нельзя. А добром (молитвой, доводами, уклонением, протестом, помощью) – можно. В этом нет зла. ь
Мы должны всегда помнить, что нашей защитой является Сам Господь. Нам, христианам, необходимо более надеяться на защиту Господа, нежели на самих себя. Господь Бог знает, как защитить Своих детей. И Он это делает по-разному: Он либо избавляет нас от нежелательной ситуации, либо дарует нам мудрость и силы, чтобы мы могли справиться с теми или иными обстоятельствами. И пусть Псалом 90 укрепит нас в уповании на нашего Могущественного Защитника.

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!" 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы, 4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его. 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится: 8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 9 Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; 13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 14 "За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".

Пусть нашим девизом будут слова Соломона:

«Мудрость лучше воинских орудий» (Екклесиаст 9:18).

9 комментариев:

Анонимный комментирует...

Пастор Игорь,

Благодарен Богу за работу через вас и ваше исследование в вопросе самозащиты! Ответ Библии очень прост и ясен, но многие не знают ответов на вопрос: «Можно ли человеку Божьему защищаться и помогать ближнему».

Верю, что этот труд поможет многим освободиться от комплексов и практически реагировать в жизни. А также не забудут о том, что Царь Бог господствует над всей вселенной.

Д.Н.

Любовь комментирует...

Пастор ИгорьЮ слишком много натяжек к местам Св.ПИСАНИЯ для того чтобы утвердительно заявлять о возможности самозащиты. Данные толкования показывают плотское воинствование, нежели наставление в ВЕРЕ

Анонимный комментирует...

Спасибо огромное за проповедь, что могу сегодня узнать о том, чему так сомневалась. Особенно то МП, где обьясняется, что значит подставить вторую щеку, спасибо. Я никогда об этом месте так не задумывалась, как и над тем, почему Иисус "не был воинственным", когда его били и унижали. И здесь есть свой порядок, потому что таков наш Бог. Спасибо за ваши наставления, они расставляют все на свои места и укрепляют в вере.

Андрей Французов комментирует...

Спасибо, брат и пастор вам !
В моей первой церкви меня учили "не противиться злому" - и конечно же как мужчина я порой не знал как мне поступить если вдруг обидят или будут бить моего мою ближнюю. "Ты должен хлестать коня, обуздать мула и побить дурака." пр 26:3 . Вообщем мне помогла статья убедиться что просто стоять и ничего не делать не есть воля Бога. Самозащита - это жертва собой. Христос пошел на бой. Христос защитил нас. Мы должны тоже защищать, а значит любить ! спасибо.

Unknown комментирует...

Вопрос самозащиты, как и абсолютно все другие вопросы может быть решен с точки зрения Духа пребывания в Духе, но с помощью подборки мест Писания. которые опять же сказаны Господом и потом записаны для исполнения в Духе,и Духом,рожденным от Бога Новым человеком,но не плотским человеком с плотским разумом. который хоть и старается исполнить заповеди Евангелия, но в принципе неспособен их исполнить, потому что для плотского человека это невозможно. Поэтому не нерожденнный свыше человек не сможет "подставить вторую щеку", а рожденный свыше не сможет "ответить злом на зло". что мы и видим на примере жизни Святых Божьих Людей.

Artisty комментирует...

Спасибо за статью! Она полностью ответила на те вопросы, которые иногда игнорируются или не правильно толкуются служителями и понимаются прихожанами. Мне она помогла сориентироваться в моей жизни и конкретной ситуации о самозащите.

Анонимный комментирует...

Очень мне понравились комментарии Александра Минько и Любови просто благословенные комментарии.Другие,просто видимо показывают свое геройство и силу будучи бессильными.Не каждая запись подходит к нам жителям нового завета как вот око за око и другие подобные.А тем героям которые готовы оказать защиту кулаками хочу коротенько привести пример из жизни парня который принял даже робкую попытку защитить,-кой как сохранил свою жизнь и остался без жилья.Здесь нужно полагаться больше на защиту Божью нежели на свою смелость и силы,которой уверен нету у тех,которые кичаться ею

Василий комментирует...

И ещё,у меня лично ответ таков,на вопрос мирских людей...
Если вы идёте и насилуют девушку,неужели вы не вступитесь(конечно искушая вопросрм,как и Христа часто),ответ таков,Бог не допустит этой ситуации,а если допустит,то и даст ВЫХОД-это Христос! аминь.

Unknown комментирует...

Те которые благодарят просто выбрали учителя по своему вкусу и теперь будут оправдывать свои агрессивные действия
этой статьей а другие проповеди о смирении кротости им не по сердцу