пятница, 10 марта 2017 г.

ТЕМНАЯ НОЧЬ ДУШИ

(из книги Нэнси Демос "Ложь, в которую верят женщины")

Депрессия - актуальная проблема женщин, мы страдаем ею в два раза чаще мужчин. Женская депрессия распространена сегодня на Западе, как никогда и нигде раньше. Несмотря на то что невропатологи ставят этот диагноз на ранней стадии заболевания и лечат его лекарствами и психотерапией, число больных только растет, и процент освободившихся от этого недуга очень низок...

Однако мы точно знаем, что во многих случаях физиологические симптомы депрессии являются результатом духовных и душевных недугов, таких как неблагодарность, неразрешенный конфликт, безответственность, чувство вины, горечь, нежелание простить, неверие, чрезмерное отстаивание своих прав, гнев и эгоизм. 

Если не бороться с основными предпосылками этого заболевания, то это неизбежно скажется на нашем душевном и физическом здоровье. В некоторых случаях лекарства могут немного ослабить симптомы депрессии. Однако если основная причина депрессии не физическое недомогание, то действие лекарств будет лишь временным. Правильно прописанные лекарства могут помочь человеку, страдающему серьезной формой депрессии, прийти в себя и начать ясно мыслить, чтобы он нашел причину своего недуга. Но нет такого лекарства, которое "избавило" бы от болезни духа. К сожалению, слишком многие люди видят решение проблемы в лекарствах. Но если человек не решит свои внутренние проблемы, ему не стоит надеяться на истинное освобождение. 

Может быть, вы удивитесь, узнав, что множество людей, упомянутых в Библии, страдало от депрессии. Их истории помогают пролить свет на некоторые причины этой болезни. 

Например, царь Ахав впал в депрессию, когда не смог добиться того, чего страстно желал. Когда сосед Ахава отказался продать ему свой участок земли, который тот хотел заполучить, Ахав разгневался, пришел домой "встревоженный и огорченный... И лег на постель свою, и отворотил лицо свое, и хлеба не ел" (3 Цар. 21:4). Жена Ахава, Иезавель, попыталась развеять его дурные мысли, пообещав, что поможет ему завладеть землей. Она сказала: "Встань, ешь хлеб и будь спокоен; я доставлю тебе виноградник Навуфея Изреелитянина" (3 Цар. 21:7). 

Должна признать, что в моей собственной жизни эмоциональные спады чаще всего являются реакцией на определенные неудачи. В глубине души я чувствую гнев, но не выражаю его, а подавляю свои эмоции, надеясь, что кто-нибудь заметит это и попытается мне помочь, как Иезавель помогла Ахаву. 

История Ионы показывает, что депрессия и мысли о самоубийстве могут появиться из-за гнева на Бога. Когда Бог не уничтожил ниневитян, чего они, по мнению Ионы, заслуживали, "Иона сильно огорчился этим и был раздражен. И молился он Господу …ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить" (Иона 4:1-3). Бог обличил Иону в гневе: "Неужели это огорчило тебя так сильно?" (4:4) (В другом переводе: "Имеешь ли ты право гневаться?" - Примеч. пер.). 

Этот разговор повторился, когда Иона еще сильнее расстроился из-за растения, что давало ему тень, но затем засохло. Бог хотел, чтобы пророк понял, что причина его депрессии кроется не в самих обстоятельствах, а в его реакции на Божий замысел. 

Анна была благочестивой женщиной, но впала в депрессию из-за натянутых отношений со второй женой мужа и долго неисполнявшегося желания. Ее благочестивый муж очень любил ее. Однако, по неизвестным нам причинам, Господь "заключил чрево" Анны. Ее переживания из-за бесплодия усугублялись тем, что вторая жена ее мужа, Феннана, которая с легкостью зачинала и рождала детей, постоянно дразнила ее: 

"Соперница ее сильно огорчала ее, побуждая ее к ропоту на то, что Господь заключил чрево ее. Так бывало каждый год, когда ходила она в дом Господень; та огорчала ее, а эта плакала и не ела" - 1 Цар. 1:6-7.

Когда мы не замечаем Божьей руки в сложившихся обстоятельствах или начинаем спорить с Ним, мы становимся уязвимыми как эмоционально, так и духовно. 

Жизнь царя Давида показывает, что иногда причиной депрессии может быть наш собственный грех, а иногда просто боль, которой не избежать в нашем грешном мире. 

31-й Псалом описывает физическое и душевное страдание Давида, кающегося в грехе с Вирсавией и убийстве Урии: 

"Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху" - Пс. 31:3-4.

Но не всегда депрессию вызывал у Давида его собственный грех. Время от времени в его жизни наступали трудные времена, и это не было напрямую связано с его грехами. Он описывает свое отчаяние во многих псалмах: 

"…Я стенаю в горести моей и смущаюсь… Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня. Страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь…" - Пс. 54:3, 5-6; 41:4.

Давид научился звать Бога на помощь, когда жизнь наносила ему раны. Он понял, что необходимо повторять истину, задавать себе трудные вопросы и утешаться пониманием Божьего характера: 

"Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я вспоминаю о Тебе… Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня... " - Пс. 41:6-7, 9.

Доктор Мартин Ллойд-Джонс использует эти стихи в своей книге "Духовная депрессия", обращаясь к тем, кто подавлен: 

Вы должны говорить своей душе: "Что унываешь ты? Что смущает тебя и лишает покоя?" Вы должны... увещевать себя: "Надейся на Господа", а не роптать и не жаловаться. Вы должны напоминать себе о Боге, Его природе, о том, что Бог совершил для вас и что еще обещал совершить.

—Дорогой Господь, Целитель мой! Благодарю, что в уныниях и тревогах могу возложить надежду свою на Тебя! "Пошли Свой свет и истину – пусть они меня направляют; пусть приведут на святую гору Твою, к месту, где Ты обитаешь. Тогда приду я к Божьему жертвеннику, к Богу радости и веселья моего. Буду славить Тебя на арфе, Боже, мой Бог" (Псалом 42:3-4, IBS). Молю во имя Иисуса Христа, аминь.