среда, 15 октября 2008 г.

Рецепт материального достатка

«Приди к Богу и стань богатым, здоровым и процветающим!» Не правда ли, оптимис- тично и завлекательно звучит этот призыв? Прочитав его, сразу хочется узнать, а как можно христианину побыстрее стать богатым, здоровым и процветающим. В последнее время мы слышим, что Бог желает нам дать не только спасение, но и все материальные блага жизни: здоровье, богатство, успех и процветание! Люди, проповедующие это, являют собой «пример» процветания: они богаты, здоровы, ведут радостную и, на их взгляд, полноценную жизнь. Но насколько это учение соответствует истине Священного Писания? Какое материальное сосотояние является всё же нормой для христианина сегодня? Бедность, достаток или богатство?

Какую жизнь предлагает нам Библия?

  • «Великое приобретение - быть благо- честивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6:6-8). Под словом «до- вольный» в древности понимали состояние духа, совершенно независимое от внешнего мира и несущее в себе секрет счастья. Греч. философ Эпикур говорил: "Кто не может довольствоваться малым, тому всегда будет недостаточно". И когда кто-то спросил его о секрете счастья, он ответил: "Не прибавляйте ничего к тому, что человек имеет, а отнимите у него желания". У иудейских раввинов была поговорка: "Кто богат? Тот, кто доволен своей судьбой". Но довольство без благочестия вовсе не принадлежит к характерным чертам христианства. Только сочетание благочестия с довольством — великое приобретение. И само благочестие — фундамент довольства. Обладающий истинным благочестием знает, что секрет счастья лежит не в преходящих материальных вещах, а в делах милосердия и отделении себя от мира (Иак.1:27). Именно это и приносит истинное удовлетворение даже тем немногим материальным, что имеешь.Итак, христиане должны быть благочестивы, довольны тем, что имеют, и не искать больше того, что Бог уже дал им. Наличие главных жизненных потребностей должно быть достаточным для христиан. Хочу отметить, что ап. Павел не осуждает обладание богатством, если Господь милостиво даёт его (1Тим.6:17). Но он осуждает потворство личным желаниям иметь много денег, которое возникает от недовольства.
  • «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность. Ныне ваш избыток в восполнение их недостатка; а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка» (2Кор. 8:13-15). «Равномерность» - перевод греч. слова, которое означает равновесие или баланс. Смысл в том, что в Церкви Христа верующие, которые имеют больше чем необходимо, должны помогать тем, которые имеют намного меньше необходимого (1Тим.6:17-18). Удовлет- ворение основных потребностей — это цель вза- имопомощи. Также этот текст говорит в пользу того, что достаток — это материальное состояние, являюще- еся нормой. Сам Господь Иисус считал достаток нормой. Из Ин.6:10-13 мы знаем, что тех пяти хлебов и двух рыбок удивительным способом стало достаточно в руках Господа, чтобы каждый из множества народа получил столько сколько ему нужно было для насыщения. Также этот принцип равномерности и достатка у каждого был ярко проявлен в ранней Церкви: «Не было между ними никого нуждающегося». (Деян.4:34).
  • «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: "кто Господь?" и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Прит.30:7-9). В своей молитве мудрец Агур просит у Господа честности в сердце и достатка. Поскольку, имея слишком много, он мог бы перестать полагаться на Бога, а жестокая нужда могла соблазнить его на безделье. В чём же мудрость? Мудрость в удалении от опасностей крайней бедности и огромного богатства.
  • Отсюда мы видим, что Слово Божье содержит призыв к каждому из нас жить только необходимым. Нормой является достаток, а не преуспевание или бедность. Иметь достаток значит не иметь лишнего и, в то же время, не быть нуждающимся (нищим, неопрятным, неучем, держать детей впроголодь, не платить за квартиру, «шагать по жизни в дырявой шляпе, стоптанных туфлях и протертых брюках»). Не зря народная мудрость гласит, что богат не тот, кто много имеет, а тот, кто ни в чем не нуждается. Кто-то зарабатывает в день столько, сколько другой за год; но первому этого недостаточно, а второй не только удовлетворяет все свои потребности, но и уделяет малоимущим.

Итак, Библия предлагает нам не зажиточную, но скромную, непритязательную жизнь. Г. Тейлор определил это состояние как «роскошь обладать немногим, о чем нужно заботиться».

Как жить по достатку?

  • Избегать лени. «Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Прит. 6:10,11). «Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных (усердных) обогащает» (Прит. 10:4). «...нерадивая душа будет терпеть голод» (Прит.19:15). «...кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2Фес.3:10).
  • Избегать праздности. «Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет». (Прит.21:17). «кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Прит.28: 19).
  • Избегать корыстолюбия. «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Прит.15:27). «Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Прит.22:16). «Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу» (Прит.23:4,5). «Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных» (Прит.28:8). «Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Прит.28:22).
  • Избегать блуда. «Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной обнищевают до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу» (Прит.6:25,26).
  • Не красть. «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден; но, будучи пойман, он заплатит всемеро, отдаст все имущество дома своего» (Прит.6:30,31).
  • Работать. «Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Прит.12:11). «Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его» (Прит.13:11). «Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф.4:28). Примером сказанному был и сам ап. Павел: «...ночью и днем работая, чтобы не отяготить кого из вас, мы проповедывали у вас благовестие Божие» (1Фес.2:9; см. Деян.18:3). Отсюда видим, что вера не дана нам взамен трудолюбия. Если вера направлена только на то, чтобы получать земные блага от Бога, это не вера, а, как кто-то сказал, «хватальный инструмент типа граблей».
  • Не поручаться за чужие долги. «Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги: если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя, чтобы взяли постель твою из - под тебя(Прит.22:26,27).
  • Не отвергать учение Господа. «Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается» (Прит.13:13). В чем этот вред про- явится? «Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести». (Прит.13:19).
  • Предать Господу дела свои. «Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся».(Прит.16:3). «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил.4:6,7).
  • Искать прежде Царствия Божия. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лук.12:29-31). А иначе не приложится, а, наоборот, отнимется. «Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабаты- вающий плату зарабатывает для дырявого кошелька... Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. - За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому» (Агг.1:6,9).
  • Чтить Господа от имения своего. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит.3:9,10). Пример такого почтения есть в Евангелии, где женщины делились с Господом Иисусом своим имущестовм. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины... которые служили Ему имением своим» (Лк.8:1-3). Чтить Господа также значит не обкрадывать Его. «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями... Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка(Мал.3:8,10). Когда десятины не приносились, священники, лишённые поддержки, должны были оставлять служение и заниматься земледелием. Но настоящим беззаконием было, что такое неповиновение являлось обкрадыванием Бога. Следовательно, не платя подати и, т.о. обкрадывая Бога, они обкрадывали и самих себя, потому что Бог лишал их своего благословения. Что ещё значит чтить Господа? «Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит.14:31). Поэтому...
  • Уделять нуждающемуся. «Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: "пойди и приди опять, и завтра я дам", когда ты имеешь при себе» (Прит.3:27,28). «Благо- творительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Прит. 11:25). «Благо- творящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его». (Прит.19:17). «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». (Лук.3:11). «Продавайте имения ваши и давайте милостыню». (Лук.12:33). «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: "блаженнее давать, нежели принимать"» (Деян.20:33-35). Отказ от излишков одних - решение проблемы недостатка у других. Но и это должно быть в соответствии с библейскими приоритетами: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал.6:10). Настоящий христианин не будет стремиться оставаться богатым: слишком много вокруг вопиющей нищеты! Он понимает, что имеющиеся блага ему даны не для того, чтобы их иметь, а для того, чтобы разумно ими распоряжаться.

Поэтому, исходя из изученного, для многих из нас более безопасен и целесообразен путь умеренности. В основе этого пути лежит принцип урезания своих запросов, потребностей и притязаний к жизни. Такой подход позволяет нам мобилизовать духовные силы и более пристально сосредоточиться на формировании своей внутренности, что является гораздо более ценным как для нас, так и в очах Господа. Готовы ли вы на это? Если да, то что предпримите?

1 комментарий:

Anastácio Soberbo комментирует...

Bună ziua, I Love la blog.
Ne pare rău, nu scrieţi mai multe, dar mi român este rau.
Un italiană din Portugalia

Hello, I like the blog.
Sorry not write more, but my English is bad writing.
A hug from Portugal